Главная | Генеральный план Ростова-на-Дону

Генеральный план Ростова-на-Дону

Генеральный план развития Ростова-на-ДонуГенеральный план Ростова — стратегический городской документ, оговаривающий основные принципы социального, градостроительного, экономического развития мегаполиса до 2025 года. Составлен С.-Петербургским институтом урбанистики. Утвержден городской Думой в 2007 году.



В качестве аналогичных генплану по своей глобальности документов, также определяющих развитие Ростова на столь длительный период, можно выделить:

  • Проект агломерации Ростовской.
  • Основные направления Стратегического плана социально-экономического развития Ростова до 2025 года.

При этом генеральный план Ростова по ряду принципиальных вопросов вступает с ними в противоречия. Вскоре после принятия генплана неоднократно поднимался вопрос о многочисленных изменениях, которые в него необходимо внести.

ЦИТАТЫ

Ирина Гришечкина

Автор проекта генерального плана Ростова до 2025 года Ирина Гришечкина: «Развитие города следует сдерживать в прежних границах, поскольку сращивание мегаполиса с Аксаем и Батайском — не есть хорошо. В рамках реализации генплана мы рассчитываем, что к 2025 году площадь столицы ЮФО практически не увеличится. Для дальнейшей застройки достаточно свободных земель в западной части, есть резервы и в центре, которые освободятся после сноса аварийного жилья».

Норальд Нерсесьянц
Автор проекта генерального плана Ростова в 1971–2001 гг. Норальд Нерсесьянц:
«Ростов давно пора объединять с Аксаем и Батайском. Я работал над данным проектом еще задолго до принятия генплана, в 90-х годах, но нынешнее законодательство не позволило претворить его в жизнь. Как архитектор я вижу, что эти города – единое целое. Независимо от содержания генплана, Ростов все равно срастется с ними, ничего страшного здесь нет, так развиваются все крупные города».

Оглавление.

I. Историческое наследие:

  1. Дореволюционные генпланы Ростова.
  2. Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова 1945 г.
  3. Генеральный план Ростова в 1971–2001 гг.

II. Общие вопросы генерального плана Ростова:

  1. Новые принципы застройки.
  2. Прогноз численности населения.
  3. Уровень жизни.
  4. Жилищная обеспеченность.
  5. Решение земельного вопроса.

III. Портрет Ростова по завершении реализации генерального плана в 2025 году:

  1. Перенос центра города.
  2. Левый берег Дона и Зеленый остров.
  3. Новые районы Ростова.
  4. Дороги, транспорт.
  5. Метро, аэропорт, новый вокзал.

IV. Анализ генплана Ростова 2007–2025 гг.:

  1. Ошибочность многих решений, опровергаемая временем.
  2. Критика местными экспертами.
  3. Причины несовершенства.

V. Генплан: комментарии.

I. Историческое наследие

1. Дореволюционные генпланы Ростова

Памятник основателям Ростова. Справа — Александр Ригельман.

Памятник основателям Ростова. Справа — Александр Ригельман.

За всю историю существования Ростова было реализовано семь генеральных планов. Документом-прологом стал составленный Александром Ригельманом генплан строительства крепости Димитрия Ростовского в 1761–75 гг. Последняя являлась военным объектом, самого города на тот момент не существовало, но впоследствии она слилась с будущей столицей Юга.

Поэтому к самому первому документу относят составленный архитектором Трофимом Шаржинским генеральный план, утвержденный в 1811 году императором Александром I. В ходе реализации этого генплана расположившуюся возле крепости Солдатскую слободу реорганизовали в город Ростов с восемью улицами и шестью переулками. (Подробности см.: «Откуда брались ростовчане».).

После этого в дореволюционные времена на территории Ростова было реализовано еще два генеральных плана, утвержденных в 1845-м и 1868 гг. Последний дореволюционный генплан был принят в 1914 году, однако его не дали претворить в жизнь I мировая война и революция. Аналогичная судьба постигла и первый советский генеральный план Ростова 1940 года. По завершении Великой Отечественной войны документ пришлось полностью переписывать, поскольку город превратился в руины…

2. Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова

Послевоенное восстановление РостоваВ 1945 году был утвержден генплан восстановления и реконструкции города, разработанный архитектором Яном Ребайном1.

К наиболее масштабным проектам можно отнести следующие:

  • Двукратное улучшение жилищных условий для ростовчан.
  • Строительство городской набережной.
  • Соединение районов Ростова трамвайными путями.
  • Высадка рощ вокруг города.

Вместе с тем в ходе реализации генерального плана восстановления и реконструкции Ростова ряд крупных проектов так и не удалось претворить в жизнь (как отмечают архитекторы, ни один из генпланов не был реализован на 100%). Так два проекта были перенесены в генплан 1971–2001 гг., а из него уже «перекочевали» в современный документ.

К таковым относятся:

  • Строительство ниже Театрального спуска к Дону.
  • Строительство на Левом берегу Дона парка для отдыха ростовчан.

3. Генеральный план развития Ростова в 1971–2001 гг.

Ростов советскийПо оценкам архитекторов-современников, последний генеральный план Ростова удалось реализовать примерно в отношении «50:50». В частности, на момент принятия нового генплана город примерно на 1,5 кв. метра перевыполнил социалистический план по обеспечению ростовчан жильем, оговаривающий

18 кв. метров на человека. Для этого были построены периферийные «спальные» районы. Одновременно город удалось обеспечить большинством запланированных объектов социальной инфраструктуры, практически со 100-процентной точностью сбылся прогноз по будущей численности населения.

Вместе с тем вследствие ограниченности финансирования ряд запланированных старым генеральным планом Ростова мер осуществлялся крайне медленно. Например, застраивая периферийные земли, город мало уделял внимания реконструкции исторического центра, ныне изобилующего аварийным и ветхим жильем.

Еще одно слабое звено мегаполиса — дороги, которые были построены на 50% от предусматриваемых объемов в старом генплане. При этом в Ростове успешно перевыполнен прогноз по автомобилизации, и на сегодняшний день уровень обеспеченности горожан личными авто на 1000 горожан превышает 300 машин (при запланированном в советские времена показателе не более 200 автомобилей) с учетом многочисленного транзитного транспорта, а также регулярно приезжающих водителей из окрестных населенных пунктов.

Авторы прежнего генерального плана Ростова не могли предвидеть последовавшего в 90-х годах прошлого века распада СССР, коренным образом изменившего жизнь мегаполиса. Генплан предполагал более авторитарные методы застройки. Например, документом не предусматривалось строительства на территории донской столицы частных домовладений, предполагалось развивать город «компактно» — учитывая, что среди всех «миллионников» России Ростов располагает наименьшими объемами свободных земель.

II. Общестратегические вопросы генерального плана Ростова до 2025 года2

1. Новые принципы застройки

Так строить больше нельзяПроизошедшая смена строя и жизненных ценностей (в прежние времена первичными считались интересы государства) существенно обострила исторические проблемы Ростова, связанные с дефицитом земельных ресурсов и дорожной инфраструктуры. Застраивать город исключительно компактными «многоэтажками», запрещая возводить частное жилье, теперь бессмысленно.

При этом дальнейшее развитие мегаполиса в северном, восточном и южном направлениях сдерживают расположенные по соседству города-спутники. Командно-административным методом присоединить их к городу-ядру, как делалось в прежние времена, также не представляется возможным. Поэтому в нынешнем генеральном плане Ростова основная ставка была сделана на эволюционный путь развития

2. Прогноз численности населения

Согласно демографическому прогнозу, в ближайшие годы должен прекратиться спад населения и в случае развития оптимистичного сценария генплана численность населения ростовчан должна увеличиться, правда, весьма символически — на несколько десятков тысяч. Одновременно разработчики генерального плана Ростова заглянули и дальше – в 2030 год. По их прогнозам, в этот период город ожидает новый демографический спад, поскольку не родятся детей от детей, «не рожденных» в настоящее время.

3. Уровень жизни

При составлении нового генерального плана Ростова разработчики опирались на тот факт, что страна переживает постиндустриальный период развития. А в связи с этим не были запланированы интенсивный рост промышленности, наблюдавшийся в первые пятилетки реализации генплана 1971–2001 гг., крупнейших градоформирующих предприятий либо строительство новых значимых промышленных объектов. Если накануне принятия документа 60% населения мегаполиса работают в промышленности, а 40% — в сфере услуг, то к 2025 году эти пропорции должны измениться «с точностью до наоборот».

Вместе с тем в рамках генерального плана предполагается, что к 2025 Ростов сумеет улучшить качество жизни, развиваясь преимущественно как торговый город, перераспределяющий жизненные блага, а также как столица ЮФО.

4. Жилищная обеспеченность

Одной из приоритетных задач нового генерального плана Ростова является резкое улучшение жилищных условий горожан. Предполагается, что в 2025 году 18 кв. метров жилья (показатели, предусмотренные генпланом 1971–2001 гг.) будет приходиться только на малоимущих ростовчан, проживающих в социальных квартирах и домах. Представители более обеспеченных слоев населения будут жить более комфортно: средняя жилищная обеспеченность составит 31 кв. метр.

На момент принятия генерального плана общая площадь жилья в Ростове составляла около 20 млн кв. метров. До 2025 года генпланом предполагается построить 14–15 млн кв. метров нового жилья — фактически еще один город, обеспеченный необходимой социальной и хозяйственной инфраструктурой. При этом документ практически не предусматривает расширения ныне существующих границ у мегаполиса, переживающего острый дефицит земельных ресурсов.

5. Решение земельного вопроса

В рамках реализации генерального плана Ростова периферийное жилищное строительство намечено развернуть в западной части города. Кроме того, ликвидировать земельный дефицит предполагается за счет перевода территорий многочисленных садово-огородных товариществ в жилой фонд (с обустройством необходимой инфраструктуры), сноса ветхого и аварийного жилья, а также переселения некоторых промышленных предприятий за городскую черту или на окраины.

Земельные ресурсы Ростова-на-Дону


III Портрет Ростова по завершении реализации генерального плана в 2025 году:

1. Перенос центра города

В ходе реализации генплана Ростова предполагается частичный переезд ныне забитого транспортом административного центра мегаполиса на участок в границах улиц Ленина-Нансена. Сюда будут переселены многие административные учреждения с Большой Садовой, благодаря чему удастся частично разгрузить главную улицу столицы ЮФО. Ул. Ленина и Нансена станут ее «дублерами» — например, здесь предполагается вести высотное офисное строительство.

Примечательно, что в рамках генерального плана Ростова это будет уже третий за историю мегаполиса переезд административного городского центра, поскольку в XIX веке самая главная улица смещалась в северном направлении дважды: с нынешней ул. Станиславского на Московскую и с Московской — на Б.Садовую.

Еще один из крупнейших проектов в городском центре, взятый из прежнего генерального плана Ростова, — продление улицы Набережной до реки Кизитеринка (окрестности «Ростсельмаша»). Эта улица продолжит оставаться местом отдыха ростовчан, и одновременно выполнять функцию транспортной магистрали.

2. Левый берег Дона и Зеленый остров

Левый берег ДонаВосточную часть Левого берега Дона генеральным планом Ростова планируется развивать исключительно как зону для отдыха, поскольку она, будучи поймой реки, служит «легкими» мегаполиса, западную — как промзону (границей между ними является Ворошиловский мост). В восточной части Левбердона предполагается построить парк и стадион.

По замыслу разработчиков генплана Ростова, добраться сюда можно будет с Театральной площади на новом виде транспорта — канатной дороге, которая будет проходить через Зеленый остров, превращенный в «Аква-Сити».

3. Новые районы Ростова

В ходе реализации генплана основные объемы жилищного строительства намечено развернуть в западной части мегаполиса. К 2025 году здесь планируется возвести два новых района:

  • Левенцовский район с ориентировочной численностью населения в 90 тысяч человек.

    На сегодняшний день здесь вводятся в эксплуатацию дома первой очереди будущего жилого массива.

  • Кумженский район. Реализация данного проекта на сегодняшний день не начиналась, его целесообразность вызывает большие сомнения.

4. Дороги

Большой объем работ в рамках реализации генерального плана Ростова намечен по строительству новых объектов дорожной инфраструктуры. С учетом ожидаемого авторами генплана 2–3-кратного автомобильного прироста предполагается полностью изменить транспортную инфраструктуру мегаполиса. В качестве примера крупнейшего проекта, который уже реализуется, стоит привести строительства крупнейшего в городе моста в створе улицы Сиверса. Введенный в эксплуатацию объект можно будет воспринимать как первую очередь будущего транспортного кольца мегаполиса.

5. Метро, аэропорт, новый вокзал

Один из вариантов будущего ростовского метрополитена

Ростовское метро. Вариант №2

Помимо канатной дороги, авторы генерального плана Ростова намеревались обеспечить мегаполис к 2025 году еще одним новым видом транспорта — скоростным трамваем, который рассматривался как суррогат городского метро. При этом проект строительства в городе метрополитена, предусмотренного генпланом 1971–2001 гг., предполагалось перенести в следующий генеральный план Ростова, который будут принимать после 2025 года, поскольку, по оценкам авторов документа, в нынешние времена у города не хватит финансовых возможностей реализовать данную идею.

Разработчики генплана Ростова предлагали зарезервировать для потомков земли под будущие станции метрополитена. Аналогичная консервация предусматривалась и для другого финансовоемкого проекта по выносу за городскую черту аэропорта, что также предполагалось осуществить еще к 2001 году. Вместе с тем была обозначена необходимость строительства второго железнодорожного вокзала в восточной части мегаполиса.

IV. Анализ генерального плана Ростова 2007–2025 гг.

1. Критика генплана

В ходе слушаний генерального плана местными экспертами выдвигались многочисленные критические замечания, ставящие под сомнение целесообразность принятия такого документа. В качестве наиболее глобальных возражений можно привести следующие тезисы, на основании которых проект подлежал даже не корректированию, а полной переработке:

Зачем лишать город легких?

Зачем лишать город легких?

▪ Наиболее резкую критику вызвала выдвигаемая авторами генерального плана Ростова идея строительства Кумженского района. Данный проект рассматривался еще в 60-х годах прошлого века, однако от него отказались, как от экономически нецелесообразного, поскольку жить здесь опасно, а необходимые берегоукрепительные работы являются финансовоемкими и могут сказаться на себестоимости периферийного жилья. Одновременно в ходе застройки город лишится Кумженской рощи. Кроме того, по оценкам местных архитекторов, в случае строительства в западной части Ростова сразу двух районов, Левенцовского и Кумженского, мегаполис окажется парализованным в транспортных заторах (пр. Стачки и путепровод в створе ул. Текучева не справятся с машинопотоком).

  • Отложенный еще на 25 лет нынешним генпланом Ростова переезд за городскую черту ростовского аэропорта является жизненно необходимой задачей и для всего мегаполиса, и самих авиаторов. Нынешний объект не только создает колоссальный дискомфорт. Географическое месторасположение препятствует модернизации и созданию в окрестностях столицы ЮФО аэропорта международного класса, что негативно сказывается на развитии экономики.
  • В случае переезда аэропорта сама собой отпадает необходимость строительства в западной части города второго района, поскольку новый жилой массив можно будет построить на территории нынешнего аэровокзала. В результате Ростов будет развиваться гармонично.
  • Выдвигаемая в генеральном плане Ростова идея строительства путей скоростного трамвая как альтернативы метро крайне неубедительна. Скоростными путями необходимо связать западную часть города с центром. Прокладывать такую дорогу девятиметровой ширины над землей негде за исключением пр. Стачки, с которого несколько лет назад из-за дефицита места убрали обычные трамвайные рельсы, имеющие ширину шесть метров. Если же спускать скоростной трамвай под землю, город фактически получит все то же дорогостоящее метро.

    Автомобильные пробки - бич Ростова

    На пр. Стачки трамвай не поместится

  • В генеральном плане Ростова практически не рассматривались вопросы взаимоотношения мегаполиса и городов-спутников.

2. Опровержение временем

Как показывают предварительные результаты, нынешний генеральный план Ростова оказался достаточно слабым документом, о чем свидетельствует обилие вносимых поправок. Наиболее наглядными опровержениями являются:

1. Вопреки выдвигаемой версии, в Ростове началось проектирование метрополитена. Под реализацию данного проекта создано специализированное предприятие.

2. Генплан предполагал минимизировать процесс экспансии Ростова на территории примыкающих населенных пунктов, считая, что развитие города должно осуществляться за счет качественного освоения имеющихся земельных ресурсов2. А тем временем в ходе составления документа Ростов хаотично начал застраивал территорию Аксайского сельского района, эти же земли частично оказались поглощенными разрастающимся городским кладбищем. И вскоре после утверждения документа началось строительство городов-спутников Ростова, лежащих на землях сразу двух муниципальных образований: мегаполиса и близлежащего соседа.

3. Причины несовершенства

Ростов не отнесешь к типовым городамНекоторыми из ростовских архитекторов Санкт-Петербургский институт урбанистики был подвергнут резкой критике за низкое качество выполненной работы: составителей документа обвинили в узости подхода к решению городских проблем. Как отмечалось рядом экспертов, генеральный план Ростова должен составлять ростовчанин, живущий в городе и хорошо осведомленный в местной специфике. В то время как «урбанисты» производят генпланы по конвейерному принципу, что, возможно, и позволяет обойти конкурентов на отнюдь не отличающихся совершенством конкурсных торгах, но неприемлемо для такого сложного города, как Ростов, который не является типовым поселком.

В свою очередь в защиту «урбанистов» можно привести тот факт, что сначала был разработан генеральный план Ростова и только затем составлялся более глобальный проект Ростовской агломерации. На самом деле последовательность выхода в свет этих документов должна быть прямо противоположной. Причем работа над генпланом Ростова началась задолго до того, как государство стало проводить политику формирования агломераций, созданием которых предполагалось решать проблемы крупных городов.

Разрабатывающие генеральный план Ростова (ставший одним из наиболее ранних «капиталистических» документов) «урбанисты» выступали первопроходцами, в чем обвинять их несправедливо. Кстати, такое же низкое качество подготовленных генпланов отмечается авторитетными СМИ не только у Ростова, но и других российских городов (при этом львиная их доля составлялась все тем же Институтом урбанистики)3.

Но вместе с тем, по оценкам многих экспертов, в рамках нынешнего правового поля для крупных городов, исчерпавших за прошедшие десятилетия потенциалы в земельных ресурсах и инфраструктуре, практически невозможно составить качественный генплан — проблемы необходимо решать путем формирования агломераций. Причем их проектами можно успешно корректировать несовершенство генеральных планов.

V. Генплан: комментарии

Александр Бояринов
Главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов:
«Жизнь показала: некоторые аспекты генерального плана Ростова не соответствуют действительности. Вернее, это было видно даже в ходе принятия документа. Основная проблема заключалась в том, что на данном этапе еще не сложилось понимания, куда городу идти дальше. И теперь генплан неизбежно придется корректировать».

(Ростов, осень 2009 г., общественные слушания Стратегического плана социально-экономического развития Ростова до 2025 года).

Анатолий Лабусов
Заместитель главы администрации Ростова по строительству и перспективному развитию Анатолий Лабусов:
«К сожалению, к моменту проведения конкурса на разработку нового генплана сообщество ростовских архитекторов оказалось расколото на несколько групп, которые не смогли составить должную конкуренцию маститой и сплоченной команде из Санкт-Петербурга. Тем не менее главным условием, которое мы поставили перед питерцами, было сохранение преемственности в развитии нашего города. И вот здесь наши мнения существенно разошлись. Меня волнует, что среди других городов-миллионников Ростов имеет самую маленькую территорию — это существенно сдерживает приток инвесторов в город. Имеющиеся свободные ресурсы, та же Левенцовка, к 2015 году будут освоены. Что дальше? Нам нужно обеспечить право на дальнейшее территориальное развитие».4

Юрий Трухачев
Руководитель «Южно-Российского градостроительного центра» Юрий Трухачев:
«Экономическая целесообразность ряда проектов генерального плана Ростова весьма сомнительна. Так, для строительства Кумженского района придется «намывать» восемь метров песка. Дешевле инвестировать эти деньги в переселение аэропорта и возводить новый массив на его месте. Кроме того, при сформировавшейся застройке скоростной трамвай не сможет пройти через центр мегаполиса, а в западном направлении для него нужны профильные улицы. Но Ростов уже разрабатывает генплан три года. И его необходимо принять, так как в противном случае в городе запретят строить. А если стройкомплекс остановится, от нас уйдут инвесторы из других отраслей».

(Ростов, зима 2006 г., общественные слушания генплана).

Валентина ОстроуховаПредседатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области Валентина Остроухова: «В новом генеральном плане Ростова к зеленым зонам городского центра относятся только ныне существующие объекты. Между тем здесь необходимо построить новый парк, мегаполису нужны компенсационные посадки. Помимо этого, в генплане не определено местораположения полигона бытовых отходов, мусороперерабатывающего завода и предприятия по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации. Эти объекты не могут строиться на территории города».

(Ростов, зима 2006 г., общественные слушания генплана).

Олег ПЕТРУШИН

Ссылки:

  1. Г. А. Иноземцев. «200 лет». (К двухсотлетию со дня основания города). Ростов н/Д, 1949 г.
  2. Генеральный план развития Ростова-на-Дону.
  3. НТВ: «Страсти по Генплану».
  4. «Вестник министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области». № 1 (22) 2007 г. Анатолий Лабусов: «Генплан не догма, а руководство к действию».