Главная | Вопрос-ответ | «Давайте восклицать!» А надо ли?

«Давайте восклицать!» А надо ли?

 Задать вопрос по русскому языку.

«У нас возник небольшой спор вот по какому вопросу — какой знак препинания нужно ставить в приветствии «доброго времени суток». Я думаю, здесь должна стоять точка, мне возражают, уверены, что восклицательный знак. Оговорюсь, что письмо с таким приветствием адресовано оператору одного сайта, незнакомому человеку. Мне кажется, что восклицательный знак означает какие-то эмоции, поэтому в данном случае не уместен. Подскажите, пожалуйста, какой вариант вернее. Заранее спасибо за ответ. (Ольга Богова, Ростов-на-Дону.)»

Разрешите сделать сначала маленькую поправку — названное вами приветствие не является обращением, поскольку не содержит имени того, к кому с этим приветствием обращаются.



Вы правы в том, что восклицательные предложения в русском языке всегда выделяются наличием определённого значения, а именно — эмоциональным отношением говорящего к действительности. Причем это отношение может быть весьма разнообразным — от интеллектуальной оценки («Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!») до побуждения к действию («Отчизне посвятим души прекрасные порывы!») и непосредственной импульсивной реакции на события («Пожар! Горим!»)

Эти разные примеры объединяются особой экспрессией, эмоциональной открытостью, которая может выражаться интонацией, порядком слов, структурой предложения, использованием определенных лексических средств, а на письме — восклицательным знаком.

Вероятно, вы правы и в том, что нет большого резона обращаться к незнакомому человеку с чрезмерной взволнованностью и накалом чувств, подчеркивая это восклицательным знаком. Однако если бы это приветствие действительно включало в себя обращение по имени (например, «добрый вечер, Анна»), то восклицательный знак в этом случае не был бы большим преступлением против грамматики и синтаксиса. Дело в том, что в любом языке, кроме строго логичных правил, очень сильны традиции. А в русском языке письменное обращение (даже к незнакомому) часто выделяется восклицательным знаком. В данном случае это служит способом дополнительного привлечения внимания к тому, что будет сказано после.

Этим, в частности, наш синтаксис отличается от английского. Сдержанные англичане при любой степени близости с адресатом выделяют обращение только запятой.

Краткое резюме: выделять официальное приветствие восклицательным знаком не стоит. Но и большим преступлением против грамматики или хорошего тона это тоже посчитать нельзя.

Ирина РОДИНА, филолог

 Задать вопрос по русскому языку.




Читайте также:

rss RSS-лента Новости по почте Новости на почту

«Давайте восклицать!» А надо ли?: 2 комментария

  1. Мне кажется (именно кажется), что при обращении в деловой переписке надо ставить точку после имени адресата. Если поставить восклицательный знак, то получается, что мы кричим тому, кому адресовано письмо. А это может означать, что мы считаем собеседника (по письму) глухим. Восклицательный знак в письме-это повышение голоса. При письменном обращении к коллективу возможно имеет смысл поставить «!». При написании делового письма – лучше ограничиться точкой или запятой (ИМХО).

    • Спасибо за мнение, Борис. В общем-то, Вы оказались солидарны
      с автором статьи :)

      Конечно, восклицательный знак – это не «крик», но дополнительное средство привлечения внимания, усиление акцента на сказанном. В деловом письме чрезмерная эмоциональность кому-то может показаться излишней.

      Однако восклицательный знак при обращении никак не является «криминалом». Наверное, корректным будет считать, что его употребление в данном случае факультативно, то есть добровольно.

Добавить комментарий для Борис Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>