Главная | Учебник фотографа | Глубина резкости

Глубина резкости

Здесь резко все. Фотограф может самостоятельно контролировать глубину резкости: каким фрагментам снимка быть четкими, а каким ― размытыми.

Глубина резкости ― свойство объектива, позволяющее четко снимать входящие в кадр объекты, которые расположены на различных расстояниях от камеры.



Допустим, мы выбрали центральный объект в кадре, расположенный в пяти метрах, навели по нему резкость (сфокусировались). Он будет передан четко, а растущие в трех метрах деревца (передний план), возвышающиеся в десяти метрах холмы и расположенное на бесконечности небо в одних случаях окажутся четкими, в других ― размытыми.

Занимаясь фотоохотой на зверей или снимая человека, задние планы обычно необходимо размывать, оставляя резким главный объект, чтобы именно на него обратилось внимание зрителя. В пейзаже, архитектуре и интерьере, наоборот, абсолютно все должно быть четким. Для достижения этих целей стоит воспользоваться таким свойством, как глубина резкости.

Глубина резкости есть у каждого из объективов, включая крохотные «окошки» на мобильниках со встроенными примитивными фотоаппаратами. Существует принцип: чем меньше фокусное расстояние ― тем она выше.

Наиболее высокой глубиной резкости располагают широкоугольные объективы (в цифровой фотографии с фокусным расстоянием менее35 миллиметров), наименьшей ― длиннофокусная оптика (с фокусным расстоянием более35 миллиметров), по принципу бинокля приближающая к себе снимаемый объект.

Впрочем, в наше время наиболее популярны различные ЗУМы ― объективы с переменным фокусным расстоянием, которые в соответствии с пожеланием пользователя могут и приближать, и удалять фотографируемого. У них глубина резкости также переменна.

Если мы возьмем приличный ЗУМ с фокусным расстоянием 18–200 миллиметров, на18 ммглубина резкости будет совершенно иной, нежели на двухстах.

Вторым фактором, влияющим на глубину резкости, является величина установленной диафрагмы. Чем она уже, тем большей окажется глубина резкости. И если при значении диафрагмы 4 у нас не получается четко запечатлеть и деревца на переднем плане, и озеро на среднем плане, и холмы ― на заднем, и небо, служащее фоном, мы можем сильно задиафрагмировать объектив до 16–22, после чего весь кадр проработается резким. Равно как и наоборот, максимально открыв  (расширив) диафрагму при съемке человека, мы успешно «размоем» дальние планы.

Короткое фокусное расстояние объектива (18 мм) и сильно закрытая диафрагма до значения 16 позволили четко проработать весь снимок: от начинающегося в одном метре от камеры бордюра, до фрагментов домов на заднем плане ― в нескольких десятках метров.

Прямо противоположный пример ― съемка человека. Широко открытая диафрагма (до значения 3,5) и относительно длинный фокус объектива (50 мм.) четко нарисовали фигуру и лицо портретируемого человека. И при этом ― размыли фон (листья и занавески), расположенный всего в полуметре.  

На всех приличных объективах с постоянным фокусным расстоянием (телефонная оптика и «мыльницы» ― не в счет) имеется таблица глубины резкости, наглядно демонстрирующая, какие из частей снимков будут четко видны при той или иной диафрагме, а что ― размоется.

Впрочем, мы можем показать все это весьма наглядно на фото.

Здесь изображен фрагмент штатного объектива (не приближает и не удаляет объект съемки) к старому пленочному фотоаппарату «Зенит». Верхний (желтый) ряд цифр показывает расстояние от камеры до снимаемого объекта, в данный момент оптика сфокусирована на объект, находящийся примерно в трех метрах от камеры (см. красную отметку R ― резкость).

Средний зеленый ряд цифр и чисел является шкалой глубины резкости данного объектива, показывая, какая часть снимка будет резкой. При значениях диафрагмы 4, 2,8 и 2 четким окажется лишь объект, на который наведена резкость. Если мы задиафрагмируем объектив до 8, резким станет все, что расположено на расстоянии от 2,5 до5 метровот камеры (см. значения диафрагмы и верхний желтый ряд, показывающий расстояния от камеры до объекта). Если же мы закроем диафрагму до 16, в зону глубины резкости попадут части фото, снятые на расстоянии от 1,7 до 10 метров от камеры.

К сожалению, нанести аналогичную информацию на ЗУМ-оптике в принципе невозможно. В этом ― один из главных недостатков объективов с переменным фокусным расстоянием. Фотографу остается либо полагаться на интуицию, либо ― установить глубину резкости экспериментальным путем для различных вариантов фокусных расстояний и диафрагм. И носить с собою многочисленные бумажные шпаргалки.

 Олег ПЕТРУШИН



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>