Диафрагма

Размытый задний план и четкое изображение фигуры модели позволили передать динамику, а также настроение девочки.

Диафрагма ― величина относительного отверстия в объективе, через которое он пропускает определенные объемы света в момент съемки.

Различные погодные условия (яркость) и светочувствительность материала требуют установки различных значений. Чем ярче снимаемый объект и чем выше светочувствительность, тем меньше света потребуется при фотографировании.



Диафрагма является одним из параметров экспозиции. Вторым служит выдержка — время, на которое откроется затвор в фотоаппарате в процессе съемки.

С позапрошлого века фотографы путем грамотно подобранной диафрагмы и выдержки успешно воздействовали светом на фотографический материал (прежде всего, речь следует вести о негативных фотопленках и слайдах) и получали качественные изображения.

По аналогичному принципу производится световое воздействие и в цифровых камерах: не только продолжительностью открытия затвора, но и шириной открываемого окошка (относительного отверстия) в объективе. 

В фотографии существует стандартный ряд диафрагм: 

Значения диафрагмы 1,4 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22 32

Принцип здесь один: чем больше величина диафрагмы ― тем меньше будет площадь открываемого отверстия в объективе и тем меньшие объемы света он пропустит в фотоаппарат. При значении 1,4 «окошко» будет очень широким, при 32 ― самым узким.

Исходя из приведенного ряда, если мы, допустим, изменим значение диафрагмы с 2,8 до 4, в камеру поступит вдвое меньше света и, выражаясь фотографическим языком, экспозиция уменьшится на одну ступень. Следующим шагом станет сужение диафрагмы до 5,6 ― в камеру опять же попадет вдвое меньше света, чем при значении 4, и вчетверо меньше, чем при 2,8.



В некоторых объективах присутствуют и различные «промежуточные» значения диафрагмы, например, 3,5 (между 2,8 и 4). Соответственно, если мы изменим значение диафрагмы с 4 до 3,5,экспозиция у нас увеличится на ½ ступени.

Слишком узкую диафрагму можно успешно компенсировать более продолжительной выдержкой. Допустим, погодные условия требуют установить диафрагму 5,6 и выдержку 1/250 секунды. Мы же по каким-то причинам хотим установить диафрагму 11, вчетверо сузив величину относительного отверстия и объемы света, проникающего в камеру. В этом случае мы можем успешно компенсировать дефицит света четырехкратным удлинением выдержки с 1/250 до 1/60 секунды.

Таким образом, диафрагма и выдержка напрямую взаимосвязаны друг с другом: сузив диафрагму с 5,6 до 8, но при этом вдвое удлинив выдержку с 1/250 до 1/125 секунды, мы получим аналогичную экспозицию, что и при 5,6 на 1/250-й.

И наконец, еще одним фактором, влияющим на величину диафрагмы, помимо яркости и выдержки,  является светочувствительность. В случае, изложенном выше, сузив величину диафрагмы с 5,6 до 8, мы можем не удлинять выдержку, а вдвое повысить светочувствительность фотоаппарата с аналогичным эффектом.

Съемка старинной пушки крупным планом потребовала диафрагмировать объектив до значения 16, чтобы все ее фрагменты были резкими. Обратим внимание: при этом задний план фото и фон оказались уже немного размытыми (чтобы и они были в фокусе, пришлось бы закрывать диафрагму до 22–32). Впрочем, применительно к данному снимку это уже не принципиально.   

Умышленное сужение диафрагмы именуется диафрагмированием объектива. Основной его целью, как правило, служит стремление повысить глубину резкости при съемке пейзажа, архитектуры, интерьера, некоторых других объектов. Ведь закон жанра требует резко воспроизводить передний, средний и дальний планы, а также фон (в пейзажной/архитектурной съемке им обычно служит небо, в интерьерной — вид на улицу из окна). Чем уже величина открываемой диафрагмы, тем выше глубина резкости ― таковы свойства оптики.

Пример брака при интерьерной съемке, явившейся следствием недостаточного диафрагмирования объектива. Передний план снимка (начало перил) резок, а далее ― все размыто.

Ситуацию во многом удалось спасти, максимально задиафрагмировав объектив (до 22) и «проработав» всю лестницу с перилами и даже нижний этаж интерьера.  

Фотографируя же бегающих зверей, летающих птиц, спортсменов, уличные сценки, моделей для журналов, обычно следует, наоборот, пошире открывать диафрагму, размывая задние планы. В результате основное внимание зрителя сконцентрируется на снятом человеке или животном, а не окружающей среде.

Напоследок стоит отметить, что, разумеется, далеко не каждый объектив располагает всеми величинами диафрагмы, приведенными в таблице. Но чем их больше ― тем лучше ваша оптика, поскольку она предоставляет различные возможности для фотосъемки.

Олег ПЕТРУШИН



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>