Выдержка

Выдержка — длительность воздействия на фотографический материал, время, на которое открываются затвор и объектив фотоаппарата во время съемки. 

В большинстве случаев длительность выдержки измеряется в десятых, сотых и тысячных долях секунды, хотя бывают и исключения. В фотографической практике отдельные выдержки длятся несколькими часами. А отдельные дорогие профессиональные фотоаппараты «отсекают», например, одну шестнадцатитысячную секунды — такой отрезок времени вряд ли способен представить себе мозг человека.



Выбор выдержки зависит от освещенности объекта, введенной светочувствительности, а также частных особенностей съемки.  

Приведем основные рекомендации по выбору той или иной выдержки: 

► Максимально длинная выдержка при съемке с рук. Если вы снимаете без штатива, слишком длинную выдержку — например, в ¼ или ½ секунды — вам не «удержать», кадр неминуемо окажется «размыт» или, как говорится на фотографическом жаргоне, возникнет «шевеленка». Расчет максимально длинной выдержки, которую можно рекомендовать при съемке с рук с того или иного объектива, достаточно прост. Главным обстоятельством, влияющим на ее величину, является фокусное расстояние объектива (если вы используете ЗУМ, то есть оптику с переменным фокусом, отталкивайтесь от выбранного вами фокусного расстояния). Если фокусное расстояние 200 миллиметров, максимально длинная выдержка может быть установлена в 1/200 секунды, если 3 0 миллиметров — 1/30 секунды и так далее. Хотя в ряде случаев отдельным умельцам получается «удержать» кадр при двух и даже четырехкратном нарушении изложенного принципа (например, при фокусном расстоянии в 20 мм удержать выдержку в 1/8 секунды). Для этих целей зачастую приходится задерживать дыхание в момент спуска затвора, опираться спиной о ствол дерева или стену здания. Возникнет или нет в той или иной ситуации «шевеленка», зависит и от качества фотоаппарата. 

► Выдержка при фотографировании пейзажа/архитектуры. Практически во всех случаях при такой съемке в приоритете диафрагма, которую стоит устанавливать поуже. Это позволит увеличить глубину резкости переднего, среднего и заднего планов, а также фона. При съемке пейзажа обычно применяются широкоугольные короткофокусные объективы, позволяющие без «шевеленки» фотографировать с рук на достаточно длинных выдержках, компенсирующих сильно закрытую диафрагму. 

► Выдержка при съемке текущей/падающей воды. Одна из пейзажных съемок-исключений, когда выдержка много значит. В этих случаях ее длительность не должна превышать 1/30 секунды, лучше фотографировать на 1/15 или 1/8 сек. В результате вода оказывается размытой, что оживляет кадр. 

► Выдержка при съемке моря, прибоя. В отличие от пресной воды, вода соленая меняет ситуацию «с точностью до наоборот». Морские виды и шторм оптимально снимать на 1/1000-й сек. и даже короче. 

► Портрет человека. Здесь величина выдержки особого значения не имеет, зато важна диафрагма. Однако в отличие от пейзажной съемки, диафрагму следует, наоборот, установить максимально широкой, что снизит глубину резкости. Снимая портрет, семейное фото на фоне достопримечательностей, четким нужно оставлять самого человека. Идеальной резкостью должны отличаться его глаза, а сам фон — быть хотя бы слегка размытым. Это позволит сконцентрировать внимание на человеке. 

► Спорт, летающие птицы, другие быстродвижущиеся объекты. Чем короче — тем лучше. Идеальный вариант выдержки измеряется в тысячных долях секунды. 

► Выдержка с использованием вспышки. У каждой камеры на диске выдержек существует величина синхронизации со вспышкой. Мой Canon, например, может снимать со вспышкой на 1/250 секунды, если же я установлю 1/500 сек., эффект от использования вспышки будет утерян (нельзя укорачивать, зато можно до бесконечности удлинять: 1/125 сек., 1/60 и т. д.).     

► Выдержка при ловле молнии. Веселое времяпрепровождение, в процессе которого используются либо очень короткие выдержки, либо, наоборот, очень длинные. Первый вариант — вводим максимальную светочувствительность, выбираем режим серийной съемки (при котором палец давит на спуск затвора, а фотоаппарат строчит кадры как автомат Калашникова патроны), если такая опция у камеры имеется. Если нет — интенсивно, кадр за кадром спускаем затвор вручную. Длительность вспышки молнии измеряется в тысячных секунды, суть идеи — не мытьем, так катаньем «поймать» и запечатлеть природную стихию.  Второй вариант — прямо противоположный. Вводим минимальную светочувствительность, устанавливаем камеру на штатив и выбираем длительную выдержку, измеряемую в минутах. По теории вероятности, в течение этого временного интервала молния должна сверкнуть (а возможно, сверкнет несколько раз). А поскольку она намного ярче темного грозового неба, на кадре проработаются и тучи, и вспышки.  

► Интерьерная съемка, натюрморт. Обычно здесь оптимальны очень длительные выдержки, измеряемые в минутах, если не часах. Во-первых, при фотографировании интерьера, как и пейзажа, все должно быть четко — передний и задний план, потребуется сильно диафрагмировать объектив, что скажется на длительности выдержки. Во-вторых, интерьеры обычно освещены во много раз хуже природы, что сильно удлиняет экспозицию. В-третьих, интерьеры изобилуют различными мелкими предметами, стульями-столами, не говоря уж о всякой всячине, которая зачастую стоит или лежит на тех же столах. Четко воспроизвести подобные мелочи помогает длительная выдержка. И наконец, в-четвертых, при съемке интерьера рекомендуется вручную подсвечивать отдельные темные места помещения, что не сделаешь за одну или две секунды. 

Олег ПЕТРУШИН



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>