Главная | Учебник фотографа | Экспозиция в фотографии

Экспозиция в фотографии

Экспозиция в фотографии — воздействие на фотоматериал для получения качественного изображения путем правильного подбора выдержки и диафрагмы.

В доцифровую эпоху подбирать величины экспозиции фотографу приходилось, как правило, дважды: при съемке на негативную фотографическую пленку и при дальнейшей печати фотографий, когда негатив с уже обработанной фотопленки проецировался на фотографическую бумагу. При цифровой фотосъемке выбирать значения экспозиции приходится один раз.

Правильно подобранные выдержка и диафрагма обеспечивают добротные снимки. Чрезмерно высокая экспозиция приводит к засветке снимка, вызывает такие дефекты, как излишняя зернистость, высокий контраст, а слишком низкая — не позволяет «нарисовать» полноценной «картинки», создает вялое, темное изображение.

Выбор величин экспозиции зависит от уровня освещенности объекта (чем сильнее свет, тем короче и уже должны быть выдержка и диафрагма, величины введенной светочувствительности (чем выше чувствительность, тем меньше и короче должны быть диафрагма и выдержка).

Современные фотокамеры оснащены весьма точными системами замера экспозиции, однако полностью полагаться на автоматику фотоаппарата не стоит. Во-первых, при сложном освещении она способна ошибиться. Впрочем, какую экспозицию выставлять, в ряде случаев не могут рассчитать ни искусственный интеллект, ни человеческий рассудок, проблема решается с помощью экспозиционной вилки. Во-вторых, выбор того или иного значения диафрагмы и выдержки диктуется не только освещенностью объекта, но и его особенностями.

Пейзаж или архитектуру, где должны быть резкими передний и задний планы, а также фон рекомендуется снимать на максимально закрытой диафрагме, что обеспечит высокую глубину резкости. Падающую или текущую воду (за исключением моря) одновременно следует фотографировать и на длинных выдержках: не короче 1/30 секунды, а желательно — длиннее, что позволит «оживить» снимок.

Интерьеры рекомендуется фотографировать на очень длительных выдержках, зачастую измеряемых десятками минут (что позволяет вручную подсвечивать темные места). Быстродвижущиеся объекты: летающих птиц, забивающих голы футболистов и др. —  следует снимать, наоборот, на коротких выдержках от одной тысячной секунды, при этом задний план у таких фотографий, в отличие от пейзажа или архитектуры, обычно должен быть размытым.

При выборе величин экспозиции слишком короткую выдержку  в ряде случаев можно компенсировать более широкой диафрагмой либо повышением светочувствительности. Соответственно, похожим образом можно компенсировать и слишком узкую диафрагму (если, допустим, мы хотим получить четкими передний и задний планы пейзажа), увеличив длительность выдержки.

Приведем наглядный пример.

В таблице ниже приведен классический диафрагменный ряд, уменьшение относительного отверстия на одно значение (допустим, с 2 до 2,8) вдвое снизит ширину открытия объектива, соответственно, в фотоаппарат попадет вдвое меньше света. Если мы задиафрагмировали объектив на одно значение либо, наоборот, по каким-либо причинам расширили диафрагму, по-фотографически это будет называться «уменьшить/увеличить экспозицию на одну ступень».

Стандартный ряд диафрагм22,845,68111622

Компенсировать уменьшившиеся объемы света мы успешно можем двукратным удлинением выдержки либо двукратным повышением светочувствительности.

Стандартный ряд
выдержек (сек.)
1/2000 1/1000 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
(и т. д.)

Допустим, на небе яркое безоблачное солнце, на камере введена светочувствительность 200 единиц, автоматика рекомендует снимать на 1/250 секунды при диафрагме 11. Мы же хотим лучше проработать глубину резкости фотографируемого объекта, сузив диафрагму до 22 (на две ступени). Соответственно, в этом случае нам придется на две ступени, или вчетверо, увеличить выдержку: с 1/250 до 1/60 секунды. Второй вариант — выдержку не менять, но вчетверо увеличить величину светочувствительности: с 200 до 800 единиц.

Двукратное уменьшение/увеличение выдержки также по-фотографически именуется уменьшением/увеличением экспозиции на одну ступень. И напоследок стоит отметить, что выбор идеальной экспозиции во многом зависит от яркости самого объекта.

Экспонометры и встроенная автоматика камеры, как правило, дают рекомендации, исходя из «средней температуры по больнице», вернее — по кадру. При этом снимаемый объект в зависимости от цвета может потребовать поправок. Если мы фотографируем блондинку в светлой одежде на белом фоне, экспозицию следует увеличить на пару ступеней, если черную пушку — то, наоборот, на 1–2 ступени уменьшить.

Для получения успешного результата в подобных ситуациях лучше всего применить экспозиционную вилку.

КСТАТИ

Выпускаемый для детей самый дешевый и простой советский фотоаппарат «Смена 8 М» содержал «шпаргалку» по определению экспозиционных величин для ребенка. На фото слева производители предлагали выбирать значение диафрагмы, отталкиваясь от светочувствительности заряженной пленки. При чувствительности 250 единиц предлагалось выставлять диафрагму 16, при 130 единицах – соответственно, 11, при 65 — 8 и так далее.

На фото мы видим «шпаргалку» и на диске выдержек. Нарисованное яркое солнышко соответствовало 1/250 секунде, солнце, укрытое облачком, — 1/125, светлое облачко — 1/60, темная тучка — 1/30 и очень темная туча и/или дождь — 1/15. Уменьшение или увеличение выдержки можно было компенсировать уменьшением или увеличением диафрагмы. Как и наоборот.

Этим простенькая и дешевая «Смена 8 М» принципиально отличалась от нынешних «мыльниц» и мобильников, поскольку, пользуясь ей, ребенок должен был думать головой и развивался.

Олег ПЕТРУШИН




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>