Главная | Учебник фотографа | Светочувствительность

Светочувствительность

Ретрофоторомантика.

Светочувствительность ― в докомпьютерную эпоху термин означал восприимчивость того или иного фотоматериала к воздействию светом. С приходом цифровых технологий под светочувствительностью следует подразумевать восприимчивость к свету самого фотоаппарата. На ряде камер, помимо «мыльничных», автоматических режимов (когда эту величину выбирает сама техника), есть варианты ручного ввода светочувствительности.

Для человека, никогда не обрабатывавшего пленки собственными руками, слово «светочувствительность» зачастую является непонятной абстракцией. Чтобы разобраться в вопросе, вспомним историю, когда в производстве фотографий участвовала химия.



Светочувствительность всегда являлась одним из трех китов, от которых зависит величина экспозиции  ― наряду с выдержкой и диафрагмой.  Допустим, погодные условия требуют произвести съемку объекта при выдержке в 1/60 секунды, нам же в силу каких-либо причин хотелось сфотографировать на 1/125 сек. В этом случае следовало либо вдвое шире открыть диафрагму (компенсировав короткий срок экспонирования пленки большими объемами поступающего света), либо ― подобрать пленку со светочувствительностью, вдвое большей, чем та, что вставлена в камеру.

В советские «пленочные» времена самыми распространенными были четыре основных пленки «Свема»: с номинальной светочувствительностью 32 единицы (являлась низкочувствительной), 65 (универсальная, среднечувствительная), а также 130 и 250, считающиеся высокочувствительными.

«Свема-32» предназначалась для съемки исключительно при ярком солнце, «Свему-65» ― рекомендовали, как говорится, на все случаи жизни, а пленки со светочувствительностью 130 и 250 единиц предлагалось применять при пасмурной погоде или в помещениях, особенно темных. Либо ― при фотографировании быстродвижущихся объектов: съемки спорта, фотоохоты и т. п., поскольку этот процесс требовал очень коротких выдержек, от 1/1000 секунды.

В пленочные времена фотографии понятие «светочувствительность» было более конкретным и понятным. Поскольку человек вручную сам обрабатывал пленку той и иной чувствительности и видел результаты.

Стоит отметить, что при желании озвученные производителем показатели светочувствительности можно было многократно повысить в процессе обработки. Обычно для этого проявитель разбавлялся водой, а время проявления вырастало в несколько раз.

Я, например, случалось, успешно экспонировал «Свему-65» даже как «четырехсотку», тем самым повышая ее светочувствительность шестикратно (400: 65 ≈ 6)! В процессе проявления брал 120 миллилитров медленноработающего проявителя D-76, разбавлял его 240 миллилитрами кипяченой воды и погружал в раствор примерно на час ― вместо восьми минут, рекомендованных производителем в проявителе несколько иного состава. На профессиональном языке такой вариант обработки фотоматериала именовался пуш-процессом (пуш-обработкой). Однако всему имелся и свой предел: экспонировать ту же «Свему-65» как «восьмисотку», увеличив время проявления в D-76 до полутора-двух часов, уже не получалось: выходил брак.

Наряду с потребителями фотопленок производители в свою очередь стремились повысить номинальную светочувствительность, чтобы предоставить фотографам больше возможностей при съемке. Но и они сталкивались с ограничениями. Чем выше была восприимчивость материала к свету, тем зачастую хуже оказывалось качество «картинки», получающейся с резким контрастом и зернистостью. Наибольшему риску стать браком подвергалась «Свема-250», отснятая при ярком солнце.                



С аналогичными проблемами сталкиваются и производители цифровых камер в наше время. Химические процессы из фотографической отрасли канули в прошлое, однако и в цифровом формате существуют проблемы излишней зернистости, и контраста.

Хотя, разумеется, прогресс резко скакнул вверх, в сравнении со временами «Свемы» общий уровень светочувствительности успешно вырос ― не в ущерб качеству. Еще в 1990-х годах на отечественном рынке появились импортные пленки с номинальной светочувствительностью в 3200 единиц, предназначенные для различных специфических  ситуаций ― например, чтобы в помещении на коротких выдержках снимать быстродвижущиеся объекты (допустим, акробатов в цирке).

Приличная цифровая камера располагает аналогичными возможностями, позволяя владельцу задавать светочувствительность кадра в 1600, 3200, 6400 единиц.

С учетом существующей ситуации в фотографической сфере приведем рекомендации по выбору светочувствительности в зависимости от тех или иных обстоятельств фотосъемки: 

Световые условия Рекомендуемая светочувствительность
Яркое солнце 100–200
Светлая облачность 200
Пасмурная погода, дождь, съемка в помещении, спорт, фотоохота 400–800
Съемка в помещении без светильников и вспышки От 800
Съемка ночных пейзажей, затемненных интерьеров, быстродвижущихся объектов при ограниченных световых условиях От 1600

Данным рекомендациям стоит следовать, прежде всего, если вы снимаете с рук ― на относительно коротких выдержках. 

Например, фотографируя ночные виды или темный интерьер, обычно требуется еще и сильно диафрагмировать объектив, что снижает количество поступающего в камеру дефицитного света. Но если вы готовы установить фотоаппарат на штатив, никто не мешает ввести светочувствительность в 100 единиц и выбрать длительную выдержку в несколько минут, компенсировав слабую яркость увеличенным временем экспонирования.   

Выбирая же светочувствительность для того или иного кадра, стоит ориентироваться на различные частные нюансы, включая и возможности вашего фотоаппарата.        

Олег ПЕТРУШИН



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>